Если придете на тренировку, не зная, чем бы конкретно заняться, вы впустую потратите время. И наоборот: зная цели тренировки или упражнения, будете работать сосредоточенно и с максимальной отдачей. Рекомендуется иметь цели и «материальные», например, конусы, которые можно устанавливать на корте, чтобы помечать предполагаемое место попадания мяча. Если понаблюдать внимательно, можно заметить, что профессиональные теннисисты многократно повторяют определенные игровые схемы. За годы практики они разработали для себя комбинации ударов, на которые всегда могут положиться. Конечно, у их соперников имеются свои схемы, поэтому обе стороны одновременно пытаются контролировать последовательность ударов и доминировать на корте. |
Вполне достаточно всего нескольких простых схем, если только выполнять их на высоком уровне. Например, если вы подаете под боковую линию и оттягиваете к ней соперника, то ваш следующий удар может быть и открытый участок корта. Даже если это не будет удар навылет (то есть вы не выиграете им очка), вы заставите соперника пробить по мячу на бегу, а выполнить в таких условиях качественный удар нелегко. Еще одна эффективная схема: оттянуть соперника в один из углов у задней линии, а следующим ударом послать короткий мяч вдоль противоположной боковой линии. Сопернику придется метнуться не просто от одной боковой к другой, но еще и по диагонали. И если ему удастся отбить оба мяча, третьим вашим ударом может быть свеча. Принимать подачу лучше кроссом, чтобы использовать преимущества более низкой средней части сетки и длинного косого удара. Поскольку теоретически подающий всегда имеет преимущество, то задача принимающего — оставить мяч в игре и начать обмен ударами. Конечно, если вторая подача соперника слабая, схему приема можно изменить, а именно атаковать поданный мяч сильным ударом, чтобы или сразу выиграть очко, или следующий свой удар выполнить из-под сетки. Тренировка с игроками разного уровня Иногда от не слишком опытных теннисистов можно услышать такое утверждение: якобы для того, чтобы развиваться, тренироваться и играть нужно только с более сильными, чем ты сам, партнерами и соперниками. Если признать это мнение правильным, то можно представить себе, с какими трудностями сталкиваются сильные игроки при поиске партнера! На самом деле многому можно научиться, тренируясь и играя с теннисистами любого уровня. Объясним почему. Игра с более слабым соперником. В этом случае можно поработать над своими слабостями, опробовать новые схемы игры, чаще выходить к сетке, менять стиль игры. - Игра с равным по силе соперником. Сконцентрируйтесь на своих соревновательных навыках, играйте в процентный («расчетливый») теннис и пытайтесь расслабиться даже под давлением. Именно сейчас самое время для ваших лучших ударов: пусть розыгрыш каждого очка вынудит вашего соперника выкладываться полностью. - Игра с более сильным соперником. Старайтесь удерживать мяч в игре, не допускайте ошибок на подаче и приеме, используйте свои сильные игровые элементы. Против такого соперника выполняйте удары, еще не до конца освоенные, и пытайтесь играть лучше, чем можете на самом деле. В худшем случае вы просто быстрее проиграете, зато соперник не успеет на вас потренироваться. - Нужно играть с соперниками разного уровня и разного стиля и из каждой встречи выносить полезный опыт. Если же подбирать себе только более сильных, то вскоре из-за постоянных поражений у вас разовьется комплекс неудачника, И наоборот: играя только с более слабыми, вы начнете переоценивать свои способности. Начальная подготовка Теннис завоевывает все больше сердец спортивных почитателей. Способствуют этому и телевизионные трансляции с крупнейших международных турниров, и растущее число профессиональных соревнований в нашей стране. Не удивительно, что многие родители мечтают видеть своих детей с теннисной ракеткой в руках на корте. С чего начинать? Как подготовить ребенка к жизни в спорте? Вряд ли большинство пап и мам знают ответы на эти вопросы. Зато желание сделать сына или дочь мастером огромное. Покупают ракетку — и вперед. Играй! Бедный малыш еще не в состоянии обхватить ручонкой рукоятку. Ведь подобрать ракетку — это тоже не пустяк. Необходимо учитывать рост, вес ребенка, его физические кондиции. Спортивная индустрия сегодня предлагает огромный выбор инвентаря, но нельзя хватать ракетку только потому, что такой играет Надаль или Шарапова. Спросите сначала у специалиста, а потом открывайте кошелек. Дальше — больше. Родители, имеющие примитивное представление о теннисе, часто считают, что большого ума не надо, чтобы научить малыша перебрасывать мяч через сетку. А именно в этом многие видят смысл игры: ударил, перекинул через сетку, попал в корт — вот и все мастерство. Так появляются псевдо- игроки. Поначалу они даже побеждают сверстников, но это длится недолго. Не освоив азов техники, не подготовившись как следует, никто не сможет стать профессионалом. Да что там профессионалом, просто успешным, пусть даже на любительском уровне, игроком. И не виноват подросший ребенок, что в 11—12 лет его одолевают младшие ребята, берущие уроки у специалистов. Дети не виноваты в том, что родители требовали с первых шагов: бей, бей, бей! Взрослые же не задумывались над тем, перспективна ли та техника, которой обучали новичка, поможет ли она овладеть мастерством. Их не интересовало, что случится через год, через пять, десять лет. Ведь только настоящий специалист, начиная работу с малышом, ставит перед собой цели, видит перспективу — ближнюю и дальнюю. Во многих странах, где теннис получил развитие, превалирует очень правильный подход: к 14-ти годам (иногда к 13-ти) создают мини-копию будущего профессионального игрока. Используя достижения современной науки, к 12-13-ти годам тренер определяет, какого плана игрок может вырасти из ученика — атакующего, универсального, или в его характере склонность быть защитником. С помощью тестов специалист выбирает, какой теннис более всего подходит типу нервной системы подопечного, и начинает целенаправленно формировать именно такой стиль игры. А к 14-ти ученик уже научится владеть всеми ударами, подачей, вращениями. В этот период стоит запускать юного теннисиста в сеть соревнований, чтобы сформировать спортивную психологию. То есть начинать работу через сборы, турниры на результат, на реальную перспективу. Школа мяча Ребенок впервые пришел на тренировку. Не торопитесь давать ему в руки ракетку и учить перебивать мяч через сетку. Всему свое время. Пока что каждая тренировке должна быть забавной детской игрой, в которой главный предмет - теннисный мячик. Зачастую ребенок элементарно не умеет поймать мяч. Существует много разнообразных упражнений, обучающих этому. Для начала следует научить набивать мяч рукой о пол, о стенку, бросать его друг другу и ловить По мере овладение этими элементарными навыками упражнения следует усложнять. Упражнения с двумя мячами. Одновременно двумя руками бить о пол и ловить, потом — меняя руки. Подбрасывать вверх одновременно двумя руками, а затем успеть переложить мяч из одной руки в другую, пока один в воздухе, и подбросить его вверх. Бросать одновременно двумя руками мячики в стенку и ловить после отскока. По прошествии одной-двух тренировок движения усложняются. Жонглирование двумя мячами одной рукой. Более сложный вариант - тремя мячами, намечая разные цели — воздух, пол, стенка. Когда мяч из коварного неуловимого предмета превратился в послушный, можно начинать упражнения с ракеткой и мячом. Здесь тоже большой простор для тренерской фантазии. Набивать мяч ракеткой о пол, подбивать в воздухе с лета, подбивать с поворотом туловища. Подбивать мяч ракеткой, стоя почти впритык к стенке. Это еще не удар в чистом виде, но уже иллюзия игры, особенно если в ней принимает участие партнер. Бытует неправильное представление, будто для удара необходимо сделать замах посильнее — и мяч полетит с достаточной скоростью. Лишь на базе предварительных упражнений следует начинать постановку удара, причем обязательно от точки удара. Точка удара — это то место, в котором ракетка соприкасается с мячом. Ракетка выводится в нужную на момент удара позицию. Тренер именно сюда бросает мяч, и ребенок наносит удар. Другой вариант. Подвести ребенка к стенке, ракетка в точке удара перед собой. Начать набивать мяч о стенку с небольшой амплитудой движений впереди себя с одного удара. По мере освоения удара постепенно увеличивать расстояние от стенки. Появляется не только простор, но и время, чтобы увеличить замах. Естественно, постоянно идет корректировка движений тренером. Так осваиваются удары справа, слева, с лета. Когда-то существовало мнение (впрочем, кое-кто до сих пор придерживается его), что необходимо сначала потратить месяц на овладение ударом слева, следующий месяц — справа и т.д. Ошибочная методика, особенно в применении к детской психологии. Обучать необходимо постепенно, понемножку всем ударам одновременно. Такова мировая практика, таков и мой личный опыт. Начинать с малого, от удара к удару увеличивая расстояние, амплитуду движений. Знаю по себе, как трудно переучить ребенка, изначально неправильно обученного непрофессионалами. Поэтому мой совет родителям: прежде чем отдать сына или дочь в теннисную науку, узнайте, где работают специалисты, и не формируйте обучения. Не гонитесь за сиюминутным результатом. Каждый ребенок — индивидуум, в каждом заложены свои, особые свойства. У одних прогресс идет быстрее, у других медленнее. Но лишь по прошествии определенного времени, в каждом случае индивидуально, можно прийти к результату. Ранние установки на выигрыш вредны, они не приводят к положительным итогам. И если нечто подобное случается (как правило, один раз на несколько тысяч), то это не закономерность, а исключение из правил. Не стоит экспериментировать на собственном ребенке. Знакомство с сеткой Следующий этап – упражнения через сетку. При занятиях с малышами необходимо использовать мини-корты и детский инвентарь. Упражнения следует начинать с небольшим замахом от точки удара стоя близко к сетке. По мере освоения удара на этой скорости и на этом расстоянии —отодвигаться дальше (как у стенки), переходить к полноценной игре. Но не форсировать, учитывая индивидуальность ученика. Сегодня многие родители, имеющие определенные финансовые возможности, стремятся нанять ребенку индивидуального тренера. Не оправдывающая себя методика. Детям скучно, и то, что в группе может превратиться в интересную игру с соперничеством, на пустом корте становится тяжелой обязанностью. Оптимальный вариант, на мой взгляд, кода группа начинающих состоит из пяти-семи человек. Элемент соревнования, конкуренции в группе не только оживляет восприятие урока, но и способствует желанию стать лучшим. Раннее обучение технике подачи тоже может пагубно отразиться в будущем. Но с первых занятий нужно давать упражнения. подводящие к освоению этого важного элемента. Могу порекомендовать такие упражнения: ■ подбрасывание мяча вверх с четким определением места приземления (начерченный круг или лежащая на земле ракетка); ■ ограничение высоты подбрасывания, однако с точным приземлением; - обозначение ракеткой точки удара при подаче. Одновременно с подбрасыванием мяча поднимается другая рука, и тренер корректирует ее положение; ударная рука без ракетки имитирует движение подачи, цель — поймать мяч; - метание мяча движением подачи на дальность или в цель. Параллельно осваиваются удары, начиная с плоского, потом раскладываются вращения по векторам: крученые, резаные. Переход, как во всем процессе обучения, постепенный, без форсирования, с учетом индивидуальных особенностей ученика. Один ребенок за полгода сделает шажок больше, другого надо подтягивать, повторять пройденное и в то же время вместе со всей группой осваивать новое. Овладевшему техникой на невысокой скорости можно ставить тактические задачи. Либо на мини-кортах, либо во время «игры в квадратики». Следующий этап — игра по мишеням. Отрабатываются диагонали и прямые удары через сетку. Сначала на близком расстоянии от сетки, по мере освоения четкости выполнения мишени отодвигаются к задней линии. Дальше идут упражнения, которые выполняют взрослые, но с меньшего расстояния, на более низких скоростях. Работа с корзиной. Необъятный простор для творчества тренера. Упражнения можно давать самые разнообразные. главное -чтобы они были интересными. Детям надо каждые пять минут менять задания — от повторов и монотонности рассеивается внимание. Параллельно на каждом уроке следует объяснять правила игры. Таким образом дети занимаются первый год. И лишь к концу его целесообразно устраивать соревнования на выигрыш. В группе соперничество — постоянный элемент. Я не сторонник методики, когда за неправильно выполненное упражнение назначается кара, например» прыжки или отжимания. Ведь все эти движения необходимы для развития физических качеств. А если мы их используем как наказание, то к ним пропадает интерес, они превращаются в обузу. Лучше чаще поощрять детей. |
|
|
|
© Sport-news-tennis |