Если придете на тренировку, не зная, чем бы кон­кретно заняться, вы впустую потратите время. И наоборот: зная цели тренировки или упражнения, будете работать сосредоточенно и с максималь­ной отдачей.

  Рекомендуется иметь цели и «матери­альные», например, конусы, которые можно устанавливать на корте, чтобы помечать предполагаемое место попада­ния мяча.

Если понаблюдать внимательно, можно заметить, что профессиональные тен­нисисты многократно повторяют опре­деленные игровые схемы. За годы прак­тики они разработали для себя комби­нации ударов, на которые всегда могут положиться. Конечно, у их соперников имеются свои схемы, поэтому обе сто­роны одновременно пытаются контро­лировать последовательность ударов и доминировать на корте.


 Вполне достаточно всего нескольких простых схем, если только выполнять их на высоком уровне. Например, если вы подаете под боковую линию и оття­гиваете к ней соперника, то ваш следу­ющий удар может быть и открытый участок корта. Даже если это не будет удар навылет (то есть вы не выиграете им очка), вы заставите соперника про­бить по мячу на бегу, а выполнить в та­ких условиях качественный удар не­легко.

Еще одна эффективная схема: оттянуть соперника в один из углов у задней ли­нии, а следующим ударом послать ко­роткий мяч вдоль противоположной бо­ковой линии. Сопернику придется мет­нуться не просто от одной боковой к другой, но еще и по диагонали. И если ему удастся отбить оба мяча, третьим ва­шим ударом может быть свеча. Принимать подачу лучше кроссом, что­бы использовать преимущества более низкой средней части сетки и длинного косого удара. Поскольку теоретически подающий всегда имеет преимущество, то задача принимающего — оставить мяч в игре и начать обмен ударами. Ко­нечно, если вторая подача соперника слабая, схему приема можно изменить, а именно атаковать поданный мяч силь­ным ударом, чтобы или сразу выиграть очко, или следующий свой удар выпол­нить из-под сетки.

Тренировка с игроками разного уровня

Иногда от не слишком опытных теннисистов можно услышать такое утверждение: якобы для того, чтобы развиваться, тренироваться и играть нужно только с более сильными, чем ты сам, партнерами и соперниками. Если признать это мнение правильным, то можно представить себе, с какими трудностями сталкиваются сильные игроки при поиске партнера! На самом деле многому можно научиться, тренируясь и играя с теннисистами любого уровня. Объясним почему.

Игра с более слабым соперником. В этом случае можно поработать над свои­ми слабостями, опробовать новые схемы игры, чаще выходить к сетке, ме­нять стиль игры.

-              Игра с равным по силе соперником. Сконцентрируйтесь на своих соревно­вательных навыках, играйте в процент­ный («расчетливый») теннис и пытай­тесь расслабиться даже под давлением. Именно сейчас самое время для ваших лучших ударов: пусть розыгрыш каждо­го очка вынудит вашего соперника вы­кладываться полностью.

-              Игра с более сильным соперником. Старайтесь удерживать мяч в игре, не допускайте ошибок на подаче и прие­ме, используйте свои сильные игровые элементы. Против такого соперника выполняйте удары, еще не до конца ос­военные, и пытайтесь играть лучше, чем можете на самом деле. В худшем случае вы просто быстрее проиграете, зато соперник не успеет на вас потре­нироваться.

-              Нужно играть с соперниками разного уровня и разного стиля и из каждой встречи выносить полезный опыт. Если же подбирать себе только более силь­ных, то вскоре из-за постоянных поражений у вас разовьется комплекс не­удачника, И наоборот: играя только с более слабыми, вы начнете переоцени­вать свои способности.

­               

    Начальная подготовка

Теннис завоевывает все больше сердец спортив­ных почитателей. Способствуют этому и телеви­зионные трансляции с крупнейших международ­ных турниров, и растущее число профессиональ­ных соревнований в нашей стране. Не удивитель­но, что многие родители мечтают видеть своих детей с теннисной ракеткой в руках на корте. С чего начинать? Как подготовить ребенка к жизни в спорте?

Вряд ли большинство пап и мам знают ответы на эти вопросы. Зато желание сделать сына или дочь мастером огром­ное. Покупают ракетку — и вперед. Иг­рай! Бедный малыш еще не в состоянии обхватить ручонкой рукоятку. Ведь по­добрать ракетку — это тоже не пустяк. Необходимо учитывать рост, вес ребен­ка, его физические кондиции. Спортив­ная индустрия сегодня предлагает ог­ромный выбор инвентаря, но нельзя хватать ракетку только потому, что та­кой играет Надаль или Шарапова. Спросите сначала у специалиста, а по­том открывайте кошелек.

Дальше — больше. Родители, имеющие примитивное представление о теннисе, часто считают, что большого ума не на­до, чтобы научить малыша перебрасы­вать мяч через сетку. А именно в этом многие видят смысл игры: ударил, пере­кинул через сетку, попал в корт — вот и все мастерство. Так появляются псевдо- игроки. Поначалу они даже побеждают сверстников, но это длится недолго. Не освоив азов техники, не подготовив­шись как следует, никто не сможет стать профессионалом. Да что там профессионалом, просто успешным, пусть даже на любительском уровне, игроком. И не ви­новат подросший ребенок, что в 11—12 лет его одолевают младшие ребята, беру­щие уроки у специалистов. Дети не вино­ваты в том, что родители требовали с первых шагов: бей, бей, бей! Взрослые же не задумывались над тем, перспектив­на ли та техника, которой обучали но­вичка, поможет ли она овладеть мастер­ством. Их не интересовало, что случится через год, через пять, десять лет. Ведь только настоящий специалист, начиная работу с малышом, ставит перед собой цели, видит перспективу — ближнюю и дальнюю. Во многих странах, где теннис получил развитие, превалирует очень правильный подход: к 14-ти годам (ино­гда к 13-ти) создают мини-копию будуще­го профессионального игрока. Исполь­зуя достижения современной науки, к 12-13-ти годам тренер определяет, како­го плана игрок может вырасти из учени­ка — атакующего, универсального, или в его характере склонность быть защитником. С помощью тестов специалист вы­бирает, какой теннис более всего подхо­дит типу нервной системы подопечного, и начинает целенаправленно формиро­вать именно такой стиль игры. А к 14-ти ученик уже научится владеть всеми уда­рами, подачей, вращениями. В этот пе­риод стоит запускать юного теннисиста в сеть соревнований, чтобы сформиро­вать спортивную психологию. То есть на­чинать работу через сборы, турниры на результат, на реальную перспективу.

Школа мяча

Ребенок впервые пришел на тренировку. Не то­ропитесь давать ему в руки ракетку и учить пере­бивать мяч через сетку. Всему свое время. Пока что каждая тренировке должна быть забавной детской игрой, в которой главный предмет - тен­нисный мячик. Зачастую ребенок элементарно не умеет поймать мяч. Существует много разнообразных упражнений, обучающих этому. Для начала следует научить набивать мяч рукой о пол, о стенку, бросать его друг другу и ловить По мере овладение этими элементарными навыка­ми упражнения следует усложнять. Упражнения с двумя мячами. Одновременно двумя руками бить о пол и ловить, потом — меняя руки. Подбрасы­вать вверх одновременно двумя руками, а затем успеть переложить мяч из одной руки в другую, пока один в воздухе, и подбросить его вверх. Бросать одновре­менно двумя руками мячики в стенку и ловить после отскока. По прошествии одной-двух тренировок движения ус­ложняются. Жонглирование двумя мячами одной рукой. Более сложный вариант - тремя мячами, намечая разные цели — воздух, пол, стенка. Когда мяч из коварного неуловимого предмета превратился в послушный, можно начинать упражнения с ракет­кой и мячом. Здесь тоже большой про­стор для тренерской фантазии. Наби­вать мяч ракеткой о пол, подбивать в воздухе с лета, подбивать с поворотом туловища. Подбивать мяч ракеткой, стоя почти впритык к стенке. Это еще не удар в чистом виде, но уже иллюзия игры, особенно если в ней принимает участие партнер.

Бытует неправильное представление, будто для удара необходимо сделать за­мах посильнее — и мяч полетит с доста­точной скоростью. Лишь на базе пред­варительных упражнений следует начи­нать постановку удара, причем обяза­тельно от точки удара.

Точка удара — это то место, в котором ракетка соприкасается с мячом. Ракетка выводится в нужную на момент удара позицию. Тренер именно сюда бросает мяч, и ребенок наносит удар.

Другой вариант. Подвести ребенка к стенке, ракетка в точке удара перед со­бой. Начать набивать мяч о стенку с небольшой амплитудой движений впереди себя с одного удара. По мере освоения удара постепенно увеличивать расстоя­ние от стенки. Появляется не только простор, но и время, чтобы увеличить замах. Естественно, постоянно идет кор­ректировка движений тренером. Так ос­ваиваются удары справа, слева, с лета. Когда-то существовало мнение (впро­чем, кое-кто до сих пор придерживается его), что необходимо сначала потра­тить месяц на овладение ударом слева, следующий месяц — справа и т.д. Оши­бочная методика, особенно в примене­нии к детской психологии. Обучать не­обходимо постепенно, понемножку всем ударам одновременно. Такова ми­ровая практика, таков и мой личный опыт. Начинать с малого, от удара к уда­ру увеличивая расстояние, амплитуду движений.

Знаю по себе, как трудно переучить ре­бенка, изначально неправильно обучен­ного непрофессионалами. Поэтому мой совет родителям: прежде чем отдать сы­на или дочь в теннисную науку, узнайте, где работают специалисты, и не форми­руйте обучения. Не гонитесь за сиюми­нутным результатом. Каждый ребенок — индивидуум, в каждом заложены свои, особые свойства. У одних прогресс идет быстрее, у других медленнее. Но лишь по прошествии определенного време­ни, в каждом случае индивидуально, можно прийти к результату. Ранние установки на выигрыш вредны, они не приводят к положительным итогам. И если нечто подобное случается (как правило, один раз на несколько тысяч), то это не закономерность, а исключение из правил. Не стоит экспериментировать на собственном ребенке.

     Знакомство с сеткой      

Следующий этап – упражнения через сетку. При занятиях с малышами необходимо использовать мини-корты и детский инвентарь. Упражнения следует начинать с небольшим замахом от точ­ки удара стоя близко к сетке. По мере освоения удара на этой скорости и на этом расстоянии —отодвигаться дальше (как у стенки), переходить к полноценной игре. Но не форсировать, учиты­вая индивидуальность ученика. Сегодня многие родители, имеющие оп­ределенные финансовые возможности, стремятся нанять ребенку индивидуаль­ного тренера. Не оправдывающая себя методика. Детям скучно, и то, что в группе может превратиться в интересную игру с соперничеством, на пустом корте становится тяжелой обязанно­стью. Оптимальный вариант, на мой взгляд, кода группа начинающих состо­ит из пяти-семи человек. Элемент со­ревнования, конкуренции в группе не только оживляет восприятие урока, но и способствует желанию стать лучшим. Раннее обучение технике подачи тоже может пагубно отразиться в будущем. Но с первых занятий нужно давать уп­ражнения. подводящие к освоению это­го важного элемента. Могу порекомен­довать такие упражнения:

■             подбрасывание мяча вверх с четким определением места приземления (на­черченный круг или лежащая на земле ракетка);

■             ограничение высоты подбрасывания, однако с точным приземлением;

-              обозначение ракеткой точки удара при подаче. Одновременно с подбрасы­ванием мяча поднимается другая рука, и тренер корректирует ее положение; ударная рука без ракетки имитирует движение подачи, цель — поймать мяч;

-              метание мяча движением подачи на дальность или в цель.

Параллельно осваиваются удары, начи­ная с плоского, потом раскладываются вращения по векторам: крученые, реза­ные. Переход, как во всем процессе обу­чения, постепенный, без форсирова­ния, с учетом индивидуальных особен­ностей ученика. Один ребенок за полго­да сделает шажок больше, другого надо подтягивать, повторять пройденное и в то же время вместе со всей группой ос­ваивать новое. Овладевшему техникой на невысокой скорости можно ставить тактические задачи. Либо на мини-кортах, либо во время «игры в квадратики». Следующий этап — игра по мишеням. Отрабатываются диагонали и прямые удары через сетку. Сначала на близком расстоянии от сетки, по мере освоения четкости выполнения мишени отодви­гаются к задней линии.

Дальше идут упражнения, которые вы­полняют взрослые, но с меньшего рас­стояния, на более низких скоростях. Работа с корзиной. Необъятный про­стор для творчества тренера. Упражне­ния можно давать самые разнообраз­ные. главное -чтобы они были инте­ресными. Детям надо каждые пять ми­нут менять задания — от повторов и мо­нотонности рассеивается внимание. Параллельно на каждом уроке следует объяснять правила игры.

Таким образом дети занимаются первый год. И лишь к концу его целесообразно устраивать соревнования на выигрыш. В группе соперничество — постоянный элемент. Я не сторонник методики, ко­гда за неправильно выполненное упраж­нение назначается кара, например» прыжки или отжимания. Ведь все эти движения необходимы для развития фи­зических качеств. А если мы их исполь­зуем как наказание, то к ним пропадает интерес, они превращаются в обузу. Луч­ше чаще поощрять детей.

Яндекс.Метрика

© Sport-news-tennis

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz